В селе Боровенск Мосальского района Калужской области находится Успенский собор. Когда-то здесь располагался Боровенский монастырь.
Обитель была основана святым Феропонтом, одним из учеников преп. Сергия Радонежского. Строительные работы были начаты в 1754г, а спустя 12 лет (1766г) здание церкви было закончено.
Именно здесь в 1812 получали благословение на ратное дело ополченцы, прибывшие на сборный пункт села Боровенск для защиты Отечества.
Храм невозможно ни с чем перепутать: он представляет собой величественное двухэтажное строение оригинальной композиции с двумя эффектными всходами лестниц, пройдя по которым попадаешь сразу на второй этаж. Здесь просторные залы c остатками росписей на стенах (по историческим сведениям, росписи в храме сделаны мастерами украинской школы). Своды поддерживают мощные колонны. От сюда по узкому лестничному проходу в стене можно подняться в колокольню.
На первом этаже центральный зал и несколько отнорков. Один, из которых заколочен досками, наверное, это и есть те самые реставрационные работы, о которых так шумели, вот только проходят они в каком-то вялотекущем режиме… (хотя это нам «на руку», иначе бы мы не смогли бы увидеть своими глазами самую главную особенность этой церкви.)
Особенность Успенского собора в том, что помимо мощных стен и
монументального облика, доминирующего над окружающей природой, на сводах нижнего храма присутствует роспись – «Всевидящее око». Остатки этой фрески, изрядно потрепанной временем и людскими руками, нехарактерно для Калужской области. Такое мы увидели впервые, но об этом чуть позже. Помещения первого этажа также имеют основательные колонны. Много всевозможных ниш в стенах.
Сами стены окрашены в какой-то непонятный «слоновый» цвет, и, по всей видимости, он «родной», так как сохранившиеся росписи именно на нем.
Теперь сладенькое – «Всевидящее Око»
Вот что нам говорит по этому поводу «Всезнающий Интернет» –
«Всевидящее Око — в иконописи сложная символико-аллегорическая композиция, символизирующая Всевидящего Бога. Символ появляется в русской иконографии с конца XVIII века как купольное изображение в храмах: на вершине свода или какой-либо его части».
Так же «Символ божественной вездесущности — «око провидения» или «лучезарная дельта» использовался и в композиции изображений на боевых знаменах, и на памятных медалях в Российской империи».
«Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма»
Там еще много про масонов, но это не по теме.
Помимо всего вышесказанного, сразу вспоминается еще одна вещь, где используется такой символ – эта бумажка получила свой первоначальный вид в 1928 году благодаря эмигранту из России Николаю Рериху.
Поковырявшись еще
во всезнающем можно найти еще много интересного про «бакс», «печати» на нем и т.д., но это уже, скорее всего про масонов.
По общим впечатлениям – храм со своей историей и особенностями архитектуры действительно оставляет ощущение чего-то монументального и нерушимого, его видное еще из далека по дороге, да и размеры его довольно внушительные.
По причине того, что многие проходы заложены кирпичом и помещения имеют непонятное назначение (например, пространства под лестницами», или маленькая «комнатка» с таким же маленьким входом между самих лестниц»), в отличие от многих подобных сооружений, после ЭТОГО остается желание побывать здесь вновь. Так же где-то в окрестностях бывшего монастыря Феропонтов ключ, так же имеющий свою историю.
Кстати, после окончания «ремонтных работ», скорее всего, нельзя будет воочию увидеть таинственную фреску с легендарным глазом.